Приводит ли критика к нужной цели?



Приводит ли критика к нужной цели?

Недавно гуляла с дочкой на детской площадке у школы и наблюдала, как учительница отчитывала первоклассника за какую-то мелочь. То ли он случайно чужую воду пролил, то ли подумал, что ничья и взял.... Минут через 5 история повторяется, но уже за что-то другое...

Интересно было наблюдать за нотациями учителями и реакциями мальчика на подобные нравоучения. 

* * *

Первый раз я поехала работать в детский лагерь вожатой в 14 лет. И я прекрасно помню, как убирала за малышами, а после на общем собрании читала лекцию на тему "Почему у Вас в шкафчиках беспорядок?". На тот момент нотации за проступок казались логичным исходом событий. 

Согласитесь, дома проступок — ругать и нотации. (Хорошо, если без рукоприкладства). В школе проступок — ругань и нотации. Сейчас уже реже встречается, а раньше тебя мог отчитать и прохожий. 

Я сейчас не хочу рассуждать на тему хорошо это или плохо. Каждое событие имеет за собой последствие, и оставлять без внимания девиантное поведение детей скорее будет неблагоразумным. Но сегодня не об этом. Сегодня я хочу поговорить про критику, как метод воспитания. 

Как-то вовремя неприятной критики в мой адрес со стороны моего мужа, я спросила: "Зачем ты мне это говоришь?" В ответ услышала: "Я хочу, чтобы ты стала лучше".

Бывает, что критику в свой адрес мы запрашиваем сами. Но чаще... Чаще нас критикуют, когда хотят указать на какие бы то ни было ошибки. И вот тут у меня возникает вопрос: какова цель данного сообщения? 

Искренне помочь ошибшемуся или убедится в собственном всезнание?

Давайте проследим логику событий:
Мне не нравится поступок Вани. 
Я хочу сказать Вани об этом. Но вместо слов "Ваня, мне неприятно то-то и то-то." — т.е. рассказе о собственных чувствах, я начинаю рассказывать Ване о том, как себя нужно вести, лишая его возможности собственноручно сделать выводы причинно-следственно связи "поведение — реакция окружающих". 

Уже повзрослев и увлекшись психологией, в моменты, когда я на кого-то злилась заочно, мысленно я составляла речь. Думала: "Вот увижу, и все выскажу!". А потом приходила следующая: "А какого будет реакции моего слушателя?" Как бы я себя чувствовала, если мне сказали подобные слова? Раскаяние? Сожаление? Нет.... скорее защитную агрессия... А что я хочу вызвать собственной речью? Для чего я хочу ее сказать?
И если быть честной с собой, то чаще мы подобные речи говорим для того, чтобы выразить собственные чувства. Обиду, злость... Так в таком случае и говорить нужно про себя "Я-сообщениями". А это уже не критика, и не нотации.

* * * 

Давайте вернемся к тому мальчику. Сидим он на скамеечке, смотрит в землю. Учительница стоит над ним и рассказывает ему о том, как ведут себя воспитанные дети. (Бессознательное этого ребенка слышит: "Ты — невоспитанный, ты — плохой.")
Как вы думаете, какая эмоция читалась на лице пацаненка? 
Обида. Чувство несправедливости. А обида, это скрытая агрессия, злость. 

И вот, как будто бы учительница делает хорошее правильно дело: воспитывает подрастающее поколение. И возможно, этот пацан был действительно виноват, я не знаю всех тонкостей ситуации. Тем не менее, факт остается фактом. 
Она пытается ему навязать хорошие манеры поведения, а мальчик находится в эмоциональном состоянии, когда он не готов воспринимать ее критику. Он злится. А в момент злости на другого, человек не способен осознавать собственные ошибки. 
И тогда, главный вопрос: а кому нужна критика? 
Учительнице, которой надо выразить собственные негативные эмоции и ребенок стал "сливом этих эмоций"? 
Может быть я не права, и учительница в добрых намерениях воспитывала этого первоклассника. (К тому же у каждого есть потребность "быть хорошим", "быть правильным".) 
Но ее цель была не достигнута. Ребенок в данной ситуации не готов воспитываться. 

Цель не соответствует средствам.

* * *

Возможно, я в этой статье весьма категорична. Я работала и продолжаю работать с детьми и подростками. И точно знаю, иногда они выводят на раз-два. 

Тем не менее, я знаю много примеров, когда не только учителя, но и родители вместо того, чтобы поддержать ребенка — воспитывают, критикуют, читают нотации... А детям нужна поддержка. Им нужно, чтобы спрашивали их мнение, их видение ситуации, их слышали, с ним обсуждали. 
Детям нужно, чтобы к ним относились не сверху вниз, как к недоразвитому существу, которое постоянно нужно чему-то учить, а как к равной психически здоровой личности с самых ранних лет. Ведь только здоровая личность способна в полной мере развиваться и познавать мир.

И наверное, было бы уважением к другой личности, перед тем, как высказывать критику, уточнить: а ему она вообще нужна?

Елена Дмитриенко.

Оформить заявку
balenciaga pas cher balenciaga pas cher balenciaga pas cher balenciaga pas cher balenciaga pas cher balenciaga pas cher balenciaga outlet balenciaga outlet balenciaga outlet balenciaga outlet balenciaga outlet balenciaga outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet max maillots max maillot
Яндекс.Метрика